Татарские имена и фамилии встречаются в приказах по Войску Донскому вплоть до того времени, когда сборники этих приказов перестали издавать. Ср
После переноса столицы казачества в Новочеркасск мусульманская станица также переехала на берега Тузлова. Общее количество мужчин и женщин в 1822 г. составляло 936 человек, из них служащих — 133. Жители занимались также ремеслами, а больше славились мастерским выполнением стеганых ватных одеял. В 1860-ые гг. некоторые татары подали прошение о переселении в Турцию. Разрешение на эмиграцию было дано, но отнюдь не все мусульмане оставили свои родные места. 15 семей уезжать в Турцию не захотели. По данным переписи 1873 г., на хуторе Татарском проживало 108 человек, имелся 21 двор.
В первой половине 17 века из приуральских степей на территорию Дона происходила миграция племен ногайцев из развалившейся в это время Большой Ногайской Орды. Возможно, основание хутора Татарки связано с этим переселением. Точнее, с теми из них, кто перешел к оседлости и присоединился к казачеству. Есть сведения о том, что 120 семей ногайцев присоединились в 1623 г. к низовым казакам при условии сохранения своей веры. Наплыв ногайцев усилился в 1630-ые гг., когда на Дон приходили в одиночку и целыми улусами. Одной из городовых станиц Черкасска была Татарская, населенная ногайцами. Здесь имелась мечеть. В исследованиях историка Трепавлова упоминается об их принадлежности к ногайскому элю кенегес.
По мнению ростовского ученого Р.Ф. Патеева, «…большая часть нынешних донских татар свою родословную ведут от жителей так называемых «алты авылы», т. е. шести татарских деревень, компактно размещенных на территории Пензенской области… исторически это территория была пожалована Арслану Полкаеву, отличившемуся в войске Петра I во время Азовских походов. Часть татарского населения, служившего в рядах казачества, осела на Дону, а остальная часть переселилась в Пензенскую область. На сегодняшний день выходцы из «алты авылы» и их предки по-прежнему составляют костяк татарской диаспоры Дона (особенно г. Ростова и г. Новочеркасска)». Здесь следует сказать, что о расселении ногайцев в районе реки Суры в 17 веке свидетельствуют мордовские предания. Вполне вероятно, то жители «алты авылы» являются их потомками.
На Дону издавна жили татары, которые после развала Золотой Орды влились в состав русского государства. Они могли быть потомками разбитого войска Шейх-Ахмета, последнего хана Большой Орды. Мещерские татары также активно участвовали в освоении т.н. Дикого Поля. Историк А. А. Шенников упоминает о «сосуществование татар и русских в Червленом Яру. Последний оказывается не единственным тюрко-славянским образованием в юго-восточной Руси. Интересно и то, что подобные полиэтнические образования могли при определенных условиях приобретать не только форму территориально-общинных объединений протоказачьего типа, но и форму феодальных княжеств». Один из атаманов казаков-татаров Сары-Азман упоминается в переписки Ногайского князя Юсуфа в 1549 с Иваном Грозным: "Холопи твои, нехто Сары Азман словет, на Дону в трех и четырех местех городы постали... да наших послов... и людей стерегут да разбивают". Иван Васильевич на это отвечал: "А что еси писал, наши холопи Сары Азман ваших гостей побили, и те наши холопи в нашей земле много лиха учинили и ... убежали в поле". Давно исчезли бывшие приокские ханства, а их население переселилось в другие места или ассимилировалось с русскими. Осколки той культуры органически влились в состав здешнего казачества на заре его образования. На Нижний Дон татары могли попасть и с запорожскими казаками, в составе которых также был существенный тюркский компонент.
Расположена она на берегу не широкого Тузлова на юго-западе исторической части Новочеркасска. Небольшая река образовала здесь огромную пойму, потому что уже миллионы лет протекает в гигантском геологическом разломе на границе Ростовского кристаллического щита и складчатых структур, образовавших Донбасс. Места здесь очень красивые и завораживающие. Отсюда хорошо видны корпуса и дымящие трубы НЭВЗа и электродного завода. В состав Новочеркасска она вошла в 1960-ые гг. До этого Татарка была сельским поселение, хутором, с богатой историей.
Мало, кто знает, что существует в Ростовской области такой этнос, как донские татары. Их немного. Но они оставили свой след в истории казачьего края. Примечательна в этом плане судьба небольшого хутора под названием Татарка.
обзор татарских и на татарские темы ресурсов интернета и ваши комментарии на эту тему
Татарская трибуна
Татарская трибуна » Архив » Донские татары
Комментариев нет:
Отправить комментарий